Выбор поставщика
Организация розничной торговли связана с поиском надежных поставщиков, способных своевременно и по выгодным ценам подвозить продукты питания. Крупные дистрибьюторы, представляющие ряд известных марок на рынке региона, смогут обеспечить магазин необходимым ассортиментом, согласуют план маркетинговых акций, организуют логистику – и, тем самым, избавят клиента от множества проблем.
Они помогут определиться и с линейкой товаров, которые будут продаваться в данной торговой точке наиболее эффективно. На этапе проведения переговоров, когда обсуждаются условия возврата или обмена некондиционных партий, в текст договоров вносятся существенные для обеих сторон обязательства.
Способы выбора дистрибьюторов продуктовой группы товаров:
- посещение тематических форумов и конференций;
- изучение рынка для проверки репутации компаний;
- исследование печатных либо электронных каталогов;
- налаживание партнерства с зарубежными производителями.
Выбор поставщика является очень важным этапом при осуществлении функций закупочной логистики.
Имеются два основных критерия выбора поставщика:
стоимость приобретения продукции и услуг, качество обслуживания. Стоимость приобретения товаров и услуг включает в себя цену приобретаемого товара за вычетом полезности, которую трудно оценить в денежном выражении (как то: деловая репутация фирмы-поставщика, формирование имиджа организации за счет поставщиков и имеющихся экономических связей, перспектива роста и развития и др.).
Качество обслуживания состоит из:
1. Качества продукции (услуги) соответствует всем требуемым стандартам и основным эксплуатационным характеристикам>
2. Надежности обслуживания гарантированности обслуживания потребителя необходимыми ему производственными ресурсами в течение заданного периода времени независимо от других непредвиденных случайных внешних факторов (недопоставок, забастовок, погодных условий и др.), т.е. полное выполнение договорных обязательств, хорошее сервисное обслуживание.
Надежность оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В некоторых случаях цена услуги или товара не включает в себя качество обслуживания, а это является частью деловой репутации организации.
Критерии выбора поставщика:
- Местоположение организации поставщика относительно местоположения организации потребителя;
- Сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- Наличие у поставщика резервных мощностей;
- Организация и наличие системы управления качеством у поставщика;
- Психологический климат в трудовом коллективе поставщика (отсутствие риска забастовок);
- Способность поставщика обслуживать запчастями поставленное оборудование в течение всего срока его эксплуатации на предприятии, возможность и качество послепродажного обслуживания;
- Кредитоспособность и финансовое положение поставщика;
- Готовность поставщика к выполнению заказов и работе с заказчиками без предварительной оплаты, работа в кредит, предоставление рассрочек;
- Деловая репутация поставщика, его имидж;
- Наличие связей у поставщика с организациями с высокой деловой репутацией;
- Количество лет существования поставщика на рынке товаров и услуг.
Вступая в деловые отношения с неизвестной организацией, предприятие подвергает себя определенному риску (как то: издержки от простоев производства, потеря собственной деловой репутации, неустойки от невыполнения заказов в срок, потеря финансовой устойчивости).
Поиск поставщика подразделяется на несколько этапов:
- поиск потенциальных поставщиков :
- объявление конкурса;
- изучение рекламных материалов;
- посещение выставок, ярмарок;
- переписка, налаживание личных связей с потенциальными поставщиками.
Определяется список возможных поставщиков;
- анализ потенциальных поставщиков (по соотношению цены и качества, экспертной оценке, рекомендациям респектабельных организаций выявляются наиболее приемлемые поставщики, с которыми заключаются договоры о сотрудничестве);
- оценка результатов работы с выбранными поставщиками (дифференциация поставщиков по поставляемым товарам, определение рейтинга поставщика, определение возможности дальнейшего сотрудничества, мера удовлетворенности от сотрудничества).
Выбор поставщика различных типов товаров неравнозначен:
для товаров, необходимых для производственного процесса, выбор поставщика является определяющим и крайне важным, значимым критерием является не только цена, но и качество, надежность и деловая репутация. Для товаров, косвенно участвующих в производстве, определяющим критерием может служить цена.
Некоторые местные поставщики не представлены в интернете по объективным причинам. Такие изготовители периодически принимают участие в выставках или ярмарках, предлагая обновленный ассортимент продукции. Информация о распродажах остатков помогает приобрести оптом товары высокого качества по сниженным ценам. Отдельные продавцы организовывают собственное мини-производство, переработку или изготовление полуфабрикатов. Исследуя рейтинги фирм-производителей, не обязательно выбирать тех, кто занимает верхние позиции. Региональные дистрибьюторы иногда оказываются сговорчивее, чем популярные лидеры.
Наличие сертификатов качества и санитарно-гигиенических заключений – обязательные требования для продуктов питания. В тексте контрактов с поставщиками прописываются условия возврата некондиционной, просроченной или бракованной продукции. Появляется право оформить письменную претензию, если поставщик нарушает подписанные соглашения, гарантийные обязательства. За нарушение сроков доставки или срыва договоренностей предусматриваются штрафные санкции. Невыполнение обязательств в одностороннем порядке – это причина возобновить поиски надежного поставщика продуктов питания.