Онлайн-ритейлер Ozon стал лидером рейтинга самых популярных франшиз на рынке РФ
Согласно рейтингу «30 самых выгодных франшиз», опубликованном Forbes, в 2022 году оборот рынка франчайзинга вырос на 19% и достиг 2,8 трлн рублей на фоне роста среднего чека в сетях (анализировались данные с мая 2022 по май 2023 года).
Самой популярной франшизой на российском рынке является Ozon
Самой популярной франшизой на российском рынке остался онлайн-ритейлер Ozon, который за указанный период увеличил сеть доставки на 11 600 пунктов выдачи. Для сравнения — Wildberries за то же время открыл 4970 новых точек.
Кроме того, лидерами в своих категориях по итогам прошедших двенадцати месяцев стали Fix Price и IQ0007. А суммарно участники рейтинга увеличили свои сети ПВЗ за год почти на 40%. Впервые в тридцатку крупнейших франшиз в России вошла сеть «Фасоль», заняв третье место среди франшиз с инвестициями в открытие до 1 млн рублей (открыто 1600 магазинов по России).
По данным на начало 2023 года в России насчитывалось около 3250 брендов, работающих по франчайзингу, что на 5% больше, чем годом ранее. Оборот всего рынка за год увеличился на 19%, до 2,8 трлн рублей, подсчитали специалисты Franshiza.ru.
Также отмечается, что в 2022 году в России закрылось 280 сетей, что на 70% больше, чем годом ранее. 16% участников исследования столкнулись с проблемами в логистике, 19% — с трудностями в поставках и оборудовании, 6% — в получении кредитов.
Ozon
OZON (Ozon Holdings PLC) — старейший российский универсальный интернет-магазин и один из лидеров рынка. Компания появилась в 1998 году. OZON торгует более 9 млн товарных наименований. По данным исследовательского агентства Data Insight, Ozon — третий по обороту онлайн-магазин России.
Решение о создании на паритетных началах полнопрофильного интернет-магазина было принято компаниями-учредителями в конце 1997 года. Магазин основан в 1998 году Санкт-Петербургской компанией «Reksoft» и издательством «Terra Fantastica» как торговый сервис для продажи книг и видео (VHS) через Интернет. Созданию магазина предшествовал запуск в октябре 1997 года интерактивной библиографической базы данных «Ad Verbum», на которой были отработаны способы представления информации и структуры баз данных. В начале 1998 года к «Ad Verbum» была добавлена также функциональность оформления заказа пользователем. Название магазина «Озон» было выбрано как «лёгкое слово», символизирующее «газ жизни», «лёгкий газ».
После дефолта 1998 года издательство «Terra Fantastica» не смогло продолжать участие в проекте и компания «Reksoft» выкупила его долю, став единственным владельцем Ozon.ru. Быстрый рост оборота интернет-магазина осенью 1998 года вынудил компанию на ходу пересматривать использовавшиеся ранее принципы логистики, из-за чего на время перестройки и тестирования новой системы учёта и обработки заказов в октябре был приостановлен приём новых заказов (однако продолжалась отгрузка ранее сделанных заказов). Несмотря на это в ноябре был поставлен абсолютный рекорд по числу заказов и обороты сервиса (без учёта стоимости доставки заказов) выросли до 200 тысяч рублей. В этот период функции директора проекта взял на себя Дмитрий Рудаков.
Рост оборотов интернет-магазина продолжился и в 1999 году. В апреле 1998 года был запущен сервис для авторизации кредитных карт при оформлении заказов, позже развитый в самостоятельный авторизационный сервис Assist. Были открыты новые торговые направления, в том числе продажа музыкальных записей на аудиокассетах и CD, а также видео на VideoCD и DVD. Информационная составляющая проекта была расширена новостной лентой, посвящёной событиям в мировой и российской культуре. Одновременно из Ozon.ru выделено самостоятельное юридическое лицо ООО «Озон», генеральным директором которого стал Геннадий Спирин. 30 декабря 1999 года был подписан договор с инвестиционной компанией «ru-Net Holdings»: инвестор выкупил дополнительную эмиссию акций компании за 1,8 млн $ и получил контрольный пакет акций. Ещё 1,2 млн $ инвестор обязался вложить в развитие бизнеса «Озона» в течение 2000 года.
В феврале 2016 года журнал Forbes оценил стоимость компании в $680 млн. В 2018-м году компания показала самый большой рост продаж за 10 лет существования. По информации самой компании, оборот интернет-магазина вырос на 73% до 42,5 млрд руб. с НДС. В 2019 году Ozon.ru занял пятую позицию в рейтинге журнала Forbes «20 самых дорогих компаний Рунета-2019», а стоимость компании оценили в 694 млн $. В 2020 году занял шестое место в списке самых дорогих компаний российского сегмента сети Интернет по версии Forbes.
Открыть Ozon в новой вкладке: сайт.