В России появилось около 30 новых игроков рынка онлайн-торговли продуктами питания
С тех пор, как в России был введен режим самоизоляции из-за пандемии COVID-19, с конца марта по май 2020 года на рынке онлайн-торговли продуктами появилось несколько десятков новых игроков.
В числе новых участников рынка онлайн-торговли продуктами оказались как крупные продовольственные офлайн-ритейлеры, так и непрофильные онлайн-магазины, до сих пор продававшие все, кроме еды, а также общепит и многие другие.
Доставку запустили две крупные торговые сети «Ашан» и «Лента». Пока онлайн-магазин «Ашана» работает в тестовом режиме в радиусе 5 км от гипермаркетов в Сокольниках и Марфине. «Лента» запустила 2 онлайн-магазина в партнерстве с iGooods и «Сбермаркетом». Собственные интернет-магазины за апрель — май 2020 года запустили крупнейший продовольственный ритейлер в Восточной Сибири «Командор» (Красноярск), сеть супермаркетов «Бахетле» (Казань), «Красный Яр» (Красноярск) и нижегородская группа компаний «Сладкая жизнь». Перезапустил интернет-магазин и агрохолдинг «Мираторг», хотя в начале 2019 г. платформа была закрыта по причине неэффективности.
Среди непрофильных компаний доставкой занялись «Додо пицца», которая стала продавать товары повседневного спроса: молоко, стиральный порошок, зубную пасту и так далее, а в конце марта онлайн-магазин одежды Lamoda начал торговать макаронами, крупами и специями, а также в мае он запустил доставку продуктов из «ВкусВилла».
Заказы из «ВкусВилла» в мае начал развозить и сервис доставки Delivery Club. До этого ритейлер работал только с ресторанами и кафе, а товары повседневного спроса предлагал заказать в приложении «Самокат». Продукты из «ВкусВилла» доставляет и главный конкурент Delivery Club — «Яндекс. Еда». Сервис также работает с «Азбукой вкуса».
По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, пандемия коронавируса помогла покупателям преодолеть «барьер первого заказа». Если раньше большинство боялись покупать еду в онлайн-магазинах из-за риска получить несвежие продукты или неполный заказ, то с началом пандемии покупатели решили воспользоваться новой услугой, которая теперь реальная альтернатива походу в магазин.
E-grocery
E-Grocery - продажа товаров повседневного спроса (продуктов питания, напитков, детского питания, бытовой химии, сопутствующих товаров и т.д.) в сети Интернет.
Впервые термин введен Greg Thain & John Bradley в книге Store wars: the Worldwide Battle for Mindspace and Shelfspace, Online and In-store. Специалисты называют категорию «E-Grocery» - late starter (поздний старт) -, подразумевая, что широкое распространение продаж этих товаров в сети Интернет началось по сравнению с другими категориями недавно.
Согласно данным, полученным розничной сетью Tesco доля E-Grocery в товарообороте продуктов питания в Великобритании в 2013 году превысила 9%. Centre for Retail Research прогнозирует рост доли E-Grocery к 2015 году до 13%. Согласно данным, полученным канадской консалтинговой компанией MWPVL (консалтинг в области Supply Chain Management) доля E-Grocery в товарообороте продуктов питания в США в 2013 году превышала 3,5%, а к 2023 году доля превысит 11%. Интересные данные о немецком рынке E-Grocery в 2013 году опубликовал Словацкий университет сельского хозяйства в своем исследовании «E-Grocery, как инновационный канал приобретения продуктов питания для немецких покупателей». Согласно их данным в 2013 году рынок E-Grocery Германии не превышал 0,2%.
Доля E-Grocery в товарообороте продуктов питания в 2010 году в России не превышала 0,01%, основные продажи приходятся на Москву и Санкт-Петербург.
В 2013 году E-Grocery добавляет к обороту крупнейшего ретейлера Великобритании Tesco 7%, крупнейшего ретейлера Швейцарии и Турции Migros – 2,5%, крупнейшего ретейлера Испании Mercadona – 1%, крупнейшего ретейлера США и мира Walmart – 2%. Электронная стратегия лидера рынка Франции компании Auchan позволила обеспечить стремительный рост доли интернет-продаж в выручке сети (с 0,2% в 2010 году до 2% в 2013).
Специалисты инвестбанка UBS прогнозируют, что в 2018–2022 годах средний прирост оборота российской онлайн-торговли снизится до 15,4 % (в предыдущие года онлайн-продажи увеличивались в среднем на 23,3 % в год), а вот самым быстрорастущим сегментом станет доставка продуктов питания (темп прироста вырастет до 26,1 %). «Этот сектор будет главной целью для инвесторов, которые захотят вложиться в российскую интернет-торговлю в ближайшие годы», — считают аналитики UBS.