ФАС напомнила маркетплейсам о возможности госрегулирования
ФАС намерена защищать потребителей и продавцов от произвола площадок
В основном, проблемные ситуации касаются непрозрачности работы, принудительного участия в акциях, односторонних изменений условий договоров, комиссий, проблем с приемкой, хранением, доставкой и возвратом товаров.
В Федеральной Антимонопольной Службе (ФАС) России получает обращения с жалобами на маркетплейсы как от рядовых потребителей, так и со стороны торгующих на таких площадках бизнесменов. В связи с этим ведомство заявило о том, что намерено следить за их работой и при необходимости подключаться к решению сложных ситуаций.
«ФАС будет следить за тем, чтобы положения оферт и условия работы маркетплейсов соответствовали принципам и стандартам, а также были размещены в открытом доступе для всех существующих и потенциальных контрагентов. При необходимости служба будет подключаться к решению сложных ситуаций, возникающих на рынке в связи с соблюдением или несоблюдением компаниями принципов, и определять условия конкуренции и равного доступа для компаний», – говорится в сообщении.
И первые шаги в этом направлении уже предпринимаются. Так, протоколом заседания экспертного совета при ФАС были утверждены принципы взаимодействия участников цифровых рынков.
В феврале федеральное ведомство и ключевые игроки российского рынка ecommerce подписали меморандум о базовых принципах добросовестного поведения. 7 июня крупнейшие маркетплейсы и продавцы товаров при поддержке Минпромторга подписали стандарты взаимодействия, конкретизирующие общие принципы применительно к маркетплейсам.
Кроме того, антимонопольщики отмечают, что отсутствие регулирования маркетплейсов не распространится на процедуры контроля подлинности, качества и безопасности продукции, установленные для любого вида товаров, включая подтверждение оригинальности продукции в рамках таможенного контроля.
При наличии эффективных механизмов саморегулирования маркетплейсов их не нужно будет регулировать. А иначе службе придется задуматься о государственном вмешательстве.
Федеральная антимонопольная служба
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Один из двух наряду с Росздравнадзором федеральный надзорный орган, не имеющий собственной утвержденной форменной одежды ФАС России.
Федеральная антимонопольная служба: сайт.