Новые этапы маркировки пива и слабоалкогольных напитков начались 15 января
С 15 января маркировка обязательно должна наносится производителями и импортерами на пиво и слабоалкогольные напитки в алюминиевой банке и других типах потребительской упаковки, за исключением стекла и пластика
«В этом этапе участвует 165 производителей – все заблаговременно начали готовиться к нововведениям и подходят к очередной дате обязательных требований в высокой готовности. Мы рады ответственному подходу представителей пивоваренного бизнеса к внедрению маркировки на этом рынке и сами не оставались в стороне. ЦРПТ, как оператор системы, помог более 1,6 тыс. производителям пива и слабоалкогольных напитков внедрить маркировку в их производственные процессы, а также отработал более 460 заявок пивоваров по программам поддержи «Честного знака» на приобретение оборудования для маркировки», – сказал Кирилл Волков, руководитель управления подакцизных товарных групп ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»).
О своей готовности к новым требованиям рассказали российские производители (Бавария и Вятич), а в Антарес Вижн Россия сообщили о наличии решений для маркировки алюминиевых банок.
Также с 15 января розница становится полноценным участником системы маркировки – с этой даты розничные магазины и другие предприятия, которые продают пиво и слабоалкогольные напитки в розлив из кег, должны передавать в систему маркировки данные об их подключении к оборудованию для розлива и продажах с помощью контрольно-кассовой техники.
В настоящее время в государственной системе маркировки зарегистрировалось более 54,5 тыс. розничных участников оборота, которые в том числе продают пиво на разлив. Представители данного сегмента - Khoffner brewery, О’Кей, Бристоль - заявили о своей готовности к новому этапу маркировки пивной продукции.
В ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») отметили, что розница только начинает включаться в работу с системой «Честный знак» по выводу из оборота пива – пока что только упакованного в кеги. «Процессы маркировки и прослеживаемости на этом рынке вводятся поэтапно и завершатся в 2025 году. Следующий этап – 1 апреля 2024 года. С этой даты продажа кегового пива без кода маркировки не допускается. Уже сейчас мы фиксируем прирост легального производства пива и слабоалкогольных напитков на 20,8%, который также зафиксировал Росстат, а с введением инструментов прослеживаемости при розничных продажах, которые запускаются 15 января и 1 июня 2024 года, ожидаем увидеть аналогичный результат и во всей товаропроводящей цепи», – сказал Кирилл Волков, руководитель управления подакцизных товарных групп ЦРПТ.
«Честный знак» (Национальная система маркировки)
Национальная система маркировки «Честный знак» призвана гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции.
Зачем нужна система «Честный знак»?
Распространение некачественной и контрафактной продукции – серьёзная проблема как для потребителей, так и производителей. Это не только влечёт финансовые убытки, но и сказывается на репутации производителя, может принести моральный и в некоторых случаях даже физический ущерб потребителю. Анализ Минпромторга подтверждает, что с 2018 года на российском рынке выявлено более 6 миллионов единиц контрафактной продукции. Отследить её перемещение и реализацию без особой системы было затруднительно. Но проект «Честный знак» предусматривает все детали, чтобы уменьшить количество производимого контрафакта и привлечь распространителей такой продукции к ответственности. «Честный знак» — это национальная система маркировки и прослеживания товаров из разных категорий. Маркируется молочная продукция, упакованная вода, одежда (в том числе из меха и кожи), обувь, парфюмерная продукция, табачные изделия, лекарства, фотоаппараты, автопокрышки и шины. В рамках эксперимента к этим товарам добавили пиво и пивные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), антисептики, велосипеды и кресла-коляски. Маркировка представляет собой нанесение специального Data Matrix кода на упаковку и внесение этой единицы товара в базу данных. Основная задача системы – повысить уровень безопасности россиян, существенно снизить количество контрафакта и некачественных аналогов. Цифровой код гарантирует подлинность и качество товара.
Принципы системы
Главный принцип системы «Честный знак» прочитывается в самом названии. Это, прежде всего, честность перед потребителями, прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж). Система «Честный знак» ориентирована на разные группы товаров, где согласно анализу, встречается наибольшее число контрафакта. Проект маркировки затрагивает всех участников процесса, от владельцев производства, импортёров, дистрибьюторов, реализаторов до потребителей. Маркированная продукция – признак качества, свидетельство того, что конкретный товар принадлежит конкретному производителю и качество продукции соответствует заявленному.
Преимущества системы «Честный знак»:
- Объединение двух компонентов – цифрового решения маркировки и инструмента общественного контроля.
- Внедрение современных технологий в процесс продаж: появление онлайн-касс, которые синхронизируют данные системы маркировки и единого каталога.
- Действие в интересах потребителя. Покупка контрафактного или некачественного товара может не только повлечь убытки, но и принести вред здоровью Система с высокими уровнями защиты разработана для того, чтобы любой человек был уверен в качестве покупаемой продукции.
- Лёгкое и быстрое использование. Специальное приложение «Честный знак» позволит получить всю интересующую информацию о товаре в кратчайшие сроки. Любой покупатель может отсканировать код Data Matrix на упаковке товара, и результаты будут доступны моментально.
- Надёжность. Благодаря криптографическим технологиям код Data Matrix крайне сложно подделать, а информация о контрафакте будет навсегда храниться в системе.
Удобство для потребителя
Любой человек, у которого на смартфоне установлено приложение «Честный знак», сможет проверить легальность товара. Всё, что нужно покупателю – скачать приложение и отсканировать код. То же самое будет делать продавец на кассе, прежде чем отпускать товар. Также покупателю будет доступна информация о продукции: данные о производителе, дате и месте изготовления, сроках годности и условиях хранения, подробное описание товара. Бороться с проблемой контрафакта, регулировать продажи, следить за качеством и помочь российскому рынку стать прозрачным – задачи системы «Честный знак».
Смотреть Официальный сайт - «Честный знак».