Сетевики перестают открывать новые магазины
Ритейлеры начали отказываться от запуска новых торговых точек на фоне ограничений, связанных с распространением коронавируса.
Так, в X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») сообщили «Известиям», что уже сократили программу открытия магазинов примерно на 20%. По мнению экспертов, другие торговые сети последуют этому примеру, кроме того, есть риск закрытия уже действующих точек, в первую очередь в регионах. О том, что сети могут скорректировать свое развитие в пользу расширения онлайн-форматов, говорят и в Ассоциации компаний розничной торговли.
- В условиях высокой неопределенности мы будем смещать фокус на открытие и развитие магазинов «у дома» и сервисов по доставке продуктов домой, - сказали в компании. - При этом мы внимательно будем следить за развитием концепции «Перекрестков» в регионах. Будем тщательно анализировать все наши инвестиционные проекты и несколько сократим инвестиции в текущий бизнес.
Ситуация с распространением коронавируса внесет свои коррективы в деятельность Х5 Retail Group, сказал «Известиям» представитель компании. Несмотря на то что уменьшения количества магазинов не будет, торговая сеть сократит программу открытия новых точек — ориентировочно на 20%. Финальный показатель будет зависеть от длительности периода самоизоляции и других ограничительных мер, динамики спроса, макроэкономической ситуации.
При этом в апреле компания не зафиксировала сокращения выручки (хотя показатели по каждому формату не уточнялись), а сопоставимые продажи (реализация в одном и том же объекте) в сравнении с прошлым годом показывают хороший результат: снижение трафика компенсируется возросшим средним чеком.
Как пояснил «Известиям» представитель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), вслед за ажиотажным спросом в марте компании зафиксировали сокращение покупательского потока в магазинах. В начале апреля трафик упал на 25–30%, при этом в дальнейшем спрос колебался, в том числе был резкий рост накануне майских праздников. В целом, по данным исследований Romir, в апреле 2020 года россияне заметно сократили свои повседневные расходы — падение по сравнению с мартом составило больше 16%.
Торговые сети ожидали снижения спроса, сказали в ассоциации, покупатели уже не тратят деньги на продукты с длительным сроком хранения, так как закупили их впрок. Такие изменения на фоне введенных карантинных мер могут оказать влияние на стратегии торговых компаний, допустили в АКОРТ, например, большинство крупных ритейлеров стали активно развивать онлайн-каналы продаж и службы доставки.
В «Магните», «Ашане», «Окей», «Ленте» на запросы «Известий» на момент публикации не ответили.
Таблица выручки на 2020 год
№ пп | Наименование | Выручка |
1 | X5 Retail Group | 1,73 трлн. рублей |
2 | Магнит | 1,37 трлн. рублей |
3 | Красное и Белое | 450 млрд. рублей |
4 | Лента | 417 млрд. рублей |
5 | Дикси | 320 млрд. рублей |
6 | Ашан | 300 млрд. рублей |
7 | Metro Cash & Carry | 200 млрд. рублей |
8 | О'Кей | 163 млрд. рублей |
9 | Глобус | 100 млрд. рублей |
10 | Монетка | 100 млрд. рублей |
Топ-10 продуктовых сетей в России на 17 год.
X5 Retail и «Лента» зафиксировали наилучший рост продаж, «Ашан», «Дикси» и Metro C&C потеряли часть выручки.
2017 год стал, пожалуй, самым сложным для рынка продуктового ритейла. Многие торговые сети столкнулись с серьезным замедлением темпов роста основных операционных показателей, в то время как отдельные игроки впервые за долгие годы отчитались о падении выручки.
На фоне продолжающегося снижения покупательской активности и сложных условий работы на рынке, в первой десятке лидирующих ритейлеров произошло немало интересных изменений. В прошлом году на рынке также было зафиксировано значительное количество сделок, повлиявших на положение основных игроков в топ-10 продуктовый ритейлеров в России.
В 2017 году свою деятельность фактически прекратил «Седьмой континент». Компания, основанная в 1994 году и долгое время входившая в число лидеров в Москве, начала распродажу активов и летом 2017 года и полностью ушла с рынка.
Вместе с тем, согласно данным Росстата, в 2017 году впервые за последние 27 месяцев остановилось суммарное падение выручки в сфере розничных продаж продуктов питания. Аналитики отмечают, что рынок постепенно выходит из кризиса, но не исключают новой волны интересных перестановок, в том числе среди лидеров рынка.
- X5 Retail Group : Продажи: 1,29 трлн рублей;
- Магнит : Продажи: 1,14 трлн рублей;
- Ашан : Продажи: 389 миллиардов рублей;
- Лента : Продажи: 365,2 миллиарда рублей;
- Дикси : Продажи: 282 миллиарда рублей;
- Metro Cash&Carry : Продажи: ;
- Красное и Белое : Продажи: 180 млрд. рублей;
- О'Кей : Продажи: 174,3 миллиарда рублей;
- Глобус : Продажи: 84 миллиарда рублей;
- Монетка : Продажи: 78 миллиардов рублей.