За оборотом товаров с брендированным местом производства ужесточат надзор
Государство ужесточает контроль за производством продуктов с правом на наименование места происхождения товара (НМПТ), среди которых — «Вологодское масло», «Адыгейский сыр» и «Нарзан».
Учрежденное правительством Роскачество начинает проверки этих продуктов на соблюдение характеристик, а заключения организации станут основаниями для лишения прав на НМПТ. Но если минеральную воду можно проверить на соответствие источнику по химическому составу, то найти нарушения в других продуктах будет сложно.
АНО «Российская система качества» [Роскачество, создано правительством РФ для исследования товаров] запустила проверки продуктов на соответствие свидетельствам НМПТ. Аналогичная мера планируется и в отношении продуктов, которые получат свидетельства о защищенном географическом указании (ЗГУ). Об этом “Ъ” сообщили в Роскачестве, уточнив, что действуют по поручению Минпромторга и Минсельхоза. На первом этапе проверки коснутся, в частности, питьевой воды, в том числе минеральной. Определиться с другими категориями Роскачество планирует до лета. В Минсельхозе заявили, что проверки должны обеспечить контроль и гарантию качества. В Минпромторге на вопросы “Ъ” не ответили.
По данным Федерального института промышленной собственности, всего в России зарегистрировано 240 НМПТ.
В их числе — «Вологодское масло», «Адыгейский сыр», «Нарзан», вода питьевая «Байкал» и др. НМПТ указывает на место изготовления товара и гарантирует наличие особых свойств, поясняет партнер Nevsky IP Law Николай Зайченко. Свидетельства на НМПТ выдает Роспатент на основании заключений Минсельхоза, Минпромторга, Минздрава и др. Заявки на ЗГУ Роспатент начнет принимать с июля 2020 года. Эти свидетельства получает товар, хотя бы одна из стадий производства которого, принципиально влияющая на характеристики, проходит на названной территории. В этом случае заключения не потребуется, уточняет господин Зайченко.
Руководитель Роскачества Максим Протасов говорит, что в ходе тестовых исследований выяснилось, что товары под одним и тем же наименованием, отсылающим к определенному региону или способу производства, производятся по разной рецептуре и в совершенно разных субъектах страны.
В пример он приводит «Вологодское масло», выпущенное в Рязани. Потребители ассоциируют качество продуктов с местом, где они произведены, и недобросовестные производители могут этим пользоваться, подтверждает исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев. Гендиректор компании «Умалат» Алексей Мартыненко добавляет, что пример «Адыгейского сыра» показывает, что технологиям, указанным в НМПТ, могут не следовать правообладатели — компании из Адыгеи, что «Умалат» доказал в суде.
Сегодня проверкой соблюдением производителей условий НМПТ занимается Роспатент. Там сообщили “Ъ”, что могут использовать исследования Роскачества как подтверждение несоответствия товаров заявленным характеристикам для принудительного прекращения прав на НМПТ. Теоретически, говорит Николай Зайченко, с заявлением об отзыве соответствующего свидетельства сможет обратиться и само Роскачество, но в данном случае одного заключения будет недостаточно.
Алексей Поповичев, впрочем, отмечает, что неясно, каким образом Роскачество сможет проверять соответствие условий НМПТ и ЗГУ у большинства продуктов. Если у минеральной воды соответствие источнику можно определить по химическому составу, то со многими категориями это будет сделать проблематично, указывает он.
Президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков добавляет, что внесение изменений в заключения об особых свойствах минеральных вод или отзыв таких заключений — это компетенция Минздрава. В министерстве есть регламент, описывающий процедуру выдачи заключения об особых свойствах вод, но процедуры внесения изменений в эти заключения или их отзыва пока нет, поясняет он: «Работа в этом направлении должна быть продолжена». В Минздраве на вопросы “Ъ” не ответили. Гендиректор «Холдинг Аква» (бренды «Ессентуки» №4 и №17, «Нарзан» и др.) Святослав Вильк положительно оценивает начало проверок Роскачества и говорит, что добросовестным производителям нужны дополнительные меры защиты.
АНО «Российская система качества»
Автоноомная некоммеерческая организаация «Россиийская систеема каачества» (Роскачество) — национальная система мониторинга качества, осуществляющая независимые исследования качества товаров, представленных на полках российских магазинов, и присваивающая лучшей российской продукции «Знак качества».
Организация учреждена Правительством РФ и финансируется из средств федерального бюджета. Целью Роскачества является продвижение на внутреннем и внешних рынках отечественной продукции и повышение доверия к ней. Для этого Роскачество проводит веерные исследования товаров народного потребления и публикует их результаты на своём портале. Высококачественным товарам российского производства Роскачество присваивает российский Знак качества.
Результаты тестов используют государственные органы (налоговая и таможенная службы, Росаккредитация, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Россельхознадзор и Росстандарт). Предполагается, что производители качественных товаров будут реже подвергаться проверкам контрольно-надзорных органов, а производители товаров с нарушениями — чаще.