«Торговые центры живы, самый устойчивый формат — районные ТЦ», - Knight Frank
Офлайн по-прежнему занимает основную долю товарооборота, и значительная часть продаж приходится на торговые центры. Несмотря на падение трафика после февраля 2022 года, «дно» 2020 года не пробито, девелоперы продолжают запускать новые площади, стремятся развивать омниканальность, об этом рассказала региональный директор Knight Frank Евгения Хакбердиева на конференции «День ритейла: e-com, логистика, склады».
В регионах продолжают строиться торговые центры, форматы примерно такие же, как в Москве — небольшие районные ТЦ
В настоящее время в Москве сток арендопригодных площадей составляет 7 млн кв. м, по общим площадям цифра в два раза больше. В Москве продолжают строиться новые торговые центры: за 8 месяцев 2022 года открыто 3 объекта общей площадью 38 тыс. кв. м, цифры, конечно, не такие, как были несколько лет назад, но отражают позитивный тренд. Девелоперы стремятся быть ближе к покупателю, поэтому активно развивается формат районных торговых центров.
До конца 2022 года планируется построить еще 130 тыс. кв. м. «Возможно, весь объем не будет реализован, но как минимум запустятся два объекта компании ADG Group, которая очень активно строит и обещает в ближайшие несколько лет ввести больше 30 объектов районного формата, — говорит Евгения Хакбердиева. — Несколько из них будут открыты до конца 2022 года».
Несмотря на неагрессивный ввод новых объектов и уход западных брендов, в Москве небольшая доля вакантных площадей — всего 13,5%. «Это вполне рабочий объем, и мы понимаем, что при определенных условиях его можно реализовать», — считает Евгения Хакбердиева.
По России в целом тренд примерно такой же — качественного предложения больше 3 млн кв.м в торговых центрах, из них вакантных — всего 10%, в основном, это крупные проекты, где были представлены преимущественно международные бренды, которые уже приняли решение покинуть российский рынок.
В регионах продолжают строиться торговые центры, форматы примерно такие же, как в Москве — небольшие районные ТЦ.
Трафик в московских торговых центрах после локдауна начал восстанавливаться в 2021 году, но в марте 2022 года снова наступила критическая ситуация, когда начали закрываться магазины, люди резко перестали ходить в ТЦ. Трафик понемногу восстановился в летний период, так как некоторые бренды начали возвращаться и открываться под новыми именами. Если сравнивать с 2021 годом, то районные ТЦ оказались более устойчивым форматом: падение трафика весной 2022 года составило 8%, а в крупных ТРЦ, где доля закрытых магазинов составила больше 30%, трафик упал на 21%. Но «дно» 2020 года не пробито, это уже хорошо.
В регионах тренды такие же: в районных ТЦ трафик либо или такой же как в 2021 году, либо упал на 7%. А в больших ТЦ трафик упал на 23%.
Офлайн пытается взаимодействовать с онлайном. Девелоперы стремятся делать электронные страницы своих ТЦ, ритейлеры открывают онлайн-магазины, запускают новые форматы — шоурумы, store-in-store и shop-in-shop в составе универмагов, пункты выдачи заказов, офлайн-маркетплейсы.
Knight Frank
Консалтинговая компания Knight Frank основана в Лондоне в 1896 году и является крупнейшей независимой международной консалтинговой компанией, предоставляющей своим клиентам услуги на рынке коммерческой и жилой недвижимости.
Knight Frank совместно со своим стратегическим партнером, компанией Newmark Knight Frank, располагает сетью из 418 офисов в 60 странах мира и насчитывает более 15 000 специалистов по всему миру.
В России первый офис Knight Frank открылся в 1996 году. На сегодняшней день компания представлена 3 офисами в Москве и Санкт-Петербурге, в штате компании работает более 260 специалистов.
Knight Frank предлагает полный комплекс консалтинговых услуг как для девелоперов и собственников, так и для пользователей недвижимости, как для юридических, так и для частных лиц:
- Стратегический консалтинг
- Маркетинговые исследования
- Сдача в аренду, продажа
- Представление интересов арендаторов и покупателей
- Маркетинговое продвижение
- Комплексное управление
- Оценка
- Инвестиционные продажи
Персонал Knight Frank — это профессиональные консультанты в различных областях недвижимости. Мы приглашаем в свою команду лучших специалистов в своем деле, являющихся носителями уникальных знаний и опыта. Сочетание компетенций наших сотрудников, постоянного анализа рынка и использования новейших технологий позволяет нам находить решение для задач любой сложности и индивидуальный подход к каждому клиенту.
Клиенты Knight Frank получают все преимущества, которые дает наш международный статус и доступ к ключевым рынкам мира, и возвращаются за профессиональным советом как в личных интересах на рынке недвижимости, так и в интересах бизнеса.
Knight Frank: сайт.
Торговый центр
Торговый центр (галерея, пассаж, торгово-развлекательный комплекс, торговый комплекс, молл) — группа предприятий торговли, управляемых как единое целое и находящихся в одном здании или комплексе зданий.
По определению Международного совета торговых центров, торговым центром можно считать группу архитектурно объединённых розничных предприятий, управляемых единой компанией, обеспеченных парковкой и расположенных на специально спланированном участке
Современный торговый центр может представлять собой большой торгово-развлекательный комплекс — многоэтажное здание, в котором кроме магазинов могут находиться также кафе, бары, казино, кинотеатр, боулинг.
Как правило, комплекс оборудован эскалаторами, лифтами, снабжён парковкой для личного транспорта покупателей и расположен около станций метро и остановок общественного транспорта или в спальных районах города. Такой торгово-развлекательный комплекс может представлять собой образец сосредоточия современной массовой культуры.